Как происходит загрязнение окружающей среды нефтью и нефтепродуктами?

Рост добычи и, как следствие, увеличение масштабов   транспортировки,  переработки и  потребления нефти и её производных приводят к глобальному ухудшению экологический ситуации. Нефть и продукты её переработки   пагубно воздействуют на все без исключения звенья биологической цепочки.

Загрязнители водоемов образуют нефтяные загрязнения, которые способны нарушить энерго- , газо- , влаго-  и теплообмен, непрерывно происходящий между мировым океаном и окружающей атмосферой, что не только негативно сказывается на физических, химических и гидробиологических условиях водной среды, но и способно серьезно повлиять на  климат и кислородный баланс в атмосфере Земли.

Загрязнение среды нефтепродуктами и нефтью

Нефть – продукт природного происхождения, об источниках которого по сей день ведутся споры в ученой среде. Самые крупные нефтяные месторождения (30 из 45 самых больших) расположены в Азии, а точнее – на  Ближнем и Среднем Востоке. Остальные 15-ть рассредоточены по разным земным регионам –  Латинская и Северная Америка, Африка, Западная Сибирь и Юго-Восточная Азия.

Как происходит загрязнение окружающей среды нефтью и нефтепродуктами?

Нефтяное пятно

Основными фракциями, выделяемыми из нефти-сырца на предприятиях нефтепереработки, являются:

  • бензины;
  • промежуточные дистилляты:
  • дизельное топливо;
  • керосин;
  • газотурбинное топливо.
  • газойль;
  • котельное топливо (мазуты);
  • гудрон;
  • нефтяные масла.

Экспертная группа, исследующая нефтяное загрязнение водоемов нефтепродуктами, основные  источники таких загрязнений классифицирует следующим образом:

Полезная информация
1 продукты современного биосинтеза
2 непосредственно нефть-сырец
3 нефть и её производные, попадающие в окружающую среду в процессе
  1. транспортировки по трубопроводам и с помощью наземных транспортных средств;
  2. операции на морских нефтяных терминалах,  катастрофы на нефтеналивных судах и морских буровых платформах и так далее;
  3. промышленные, муниципальные и бытовые стоки, содержащие в себе отходы, загрязненные нефтепродуктами;
  4. миграционные нефтепотоки, просачивающиеся с морского дна из разломов и трещин.

Данные последних проведенных исследований говорят, что только за счет миграционного просачивания в морскую среду ежегодно попадает от 0,2 до 2 миллионов тонн нефти, что равно примерно половине всего нефтяного потока, который вливается в Мировой океан.

Морская транспортировка нефти посредством танкеров и подводных трубопроводов загрязняет морскую среду примерно на  20 процентов от общего нефтяного загрязнения из всех источников.

Доля загрязнений, происходящих в процессе бурения и последующей эксплуатации морских скважин, составляет меньше  0.2 процента.

Потери нефти и нефтепродуктов, которые происходят в результате  аварий на береговых нефтяных  терминалах и в процессе перекачке нефтепродуктов посредством  подводных трубопроводов, составляют 5 и 10 процентов соответственно.

Основные транспортные потери составляют аварийные разливы нефти и нефтепродуктов в процессе танкерных перевозок (примерно  85 процентов всех потерь). Справедливости ради, стоит сказать, что в последнее время вклад этого источника в общий объем загрязнений сильно снизился.

Чаще всего утечки происходят в малых объемах и поддаются быстрой ликвидации разливов нефти. К примеру, в 2010-ом году всего произошло 12 тысяч разливов, и 85 процентов из них – это утечки объемов менее 7-ми тонн. Однако, именно такие постоянные небольшие разливы создают устойчивые загрязняющие  радужные пленки в местах наибольшего трафика транспортировки и в местах нефтедобычи.

37 процентов таких загрязнений  попадает в водную среду без аварий. Это связано с экологическим несовершенством существующих  технологий нефтепереработки, в результате чего загрязняющие продукты попадают в окружающую среду через бытовые и промышленные стоки.

Посредством атмосферного переноса в крупнейшие водоемы Земли (реки, моря и океаны)  попадает примерно 5 процентов всех нефтяных загрязнений, поскольку в атмосфере (по сравнению с почвами, донными отложениями и водой)   содержится сравнительно немного загрязняющих веществ. Однако, большая скорость перемещения воздушных масс  делает атмосферный перенос важным каналом, посредством которого вредные продукты попадают на морскую поверхность. Таким образом возможен перенос любого  химически устойчивого вещества или материала.

 

Основные источники загрязнения в процессе деятельности по разведке и последующей  добыче углеводородного сырья:

  • аварийные выбросы растворов (тампонажных и буровых);
  • аварийные выбросы самого добываемого сырья;
  • несанкционированные сбросы пластовых вод и шламов;
  • случайные утечки небольшого масштаба;
  • взмучивание донных отложений при бурении скважин (кратковременное загрязнение морей и других водоемов).

Кроме того, если платформа расположена на ледовой акватории, существует риск её разрушения под действием ледяных масс.

Несмотря на сложившееся мнение, аварийные разливы – не самые главные источники загрязнения нефтью и нефтепродуктами. Их доля в общем загрязняющем потоке колеблется от   9-ти до 13-ти процентов. Несмотря на постоянное увеличение объемов перевозимой по морю нефти и её производных, тенденция снижения связанных с этим процессом нефтяных сохраняется. Стоит сказать, что катастрофы, при которых происходят разливы более, чем  30 тысяч тонн, достаточно редкое явление.

Точечными источниками загрязнений окружающей среды в течение длительного времени являются  энергоустановки плавучих  буровых платформ, в которых постоянно  сжигаются нефтяное  топливо и попутные газы.

Промышленные выбросы  предприятий нефтегазовой сферы составляют  примерно 20 процентов  всех вредных промышленных выбросов. При этом основными источниками загрязнения атмосферы являются факелы,  сжигающие попутные нефтяные газы.

Нефтегазодобыча  приводит к образованию большого объема отходов.

Технически их размещают  тремя главными способами:

  • хранение в особых типах земляных сооружений, называемых шламовыми амбарами;
  • захоронение путем закачивания в подземные горизонты;
  • вывоз на специальные полигоны.

По данным, получаемым из неофициальных источников, существующие  специально оборудованные хранилища таких отходов переполнены. Кроме того, их вывоз на спецполигоны , находящиеся на значительном расстоянии,  весьма дорог и также не безопасен с экологической точки зрения. В связи с этим  существует практика сброса этих видов отходов, что называется,  «за борт», а также путем закачивания под землю,  что является прямым нарушением экологического законодательства www.larn32.ru.

Также, с точки зрения попадания вредных углеводородов в окружающую среду, очень опасны  аварийные разрывы трубопроводов, а также разрывы, возникающие в процессе незаконных врезок.

Вредные воздействия нефтяных загрязнений на окружающую среду

Негативные воздействия на водную среду

Попадание нефти и её производных на поверхность воды является самым распространенным видом нефтяных загрязнений.

Такие сбросы за короткое время покрывают большие поверхности. Толщина загрязняющего слоя при этом бывает разной. Низкие температуры атмосферы и самой воды замедляют растекание. Возле береговой линии толщина слоя больше, нежели в открытом море. Движение разлива происходит под действием течений, приливов/отливов и ветра, при этом некоторые виды нефтей «тонут», и движение пятна происходит под толщей воды.

Другие интересные статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *